i=433
579 - 580 - 581 - 582 - 583 - 584 - 585 - 586 - 587 - 588 - 589 - 590 - 591 - 592 - 593 - 594 - 595 - 596 - 597 - 598 - 599 - 600 - 601 - 602 - 603 - 604 - 605 - 606 - 607 - 608 - 609 - 610 - 611 - 612 - 613 - 614 - 615 - 616 - 617 - 618 - 619 - 620 - 621 - 622 - 623 - 624 - 625 - 626 - 0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58 - 59 - 60 - 61 - 62 - 63 - 64 - 65 - 66 - 67 - 68 - 69 - 70 - 71 - 72 - 73 - 74 - 75 - 76
В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас - Франческо Петрарка

В Уфе звучали "говорящие барабаны"

     Мастер-класс индийского музыканта Бадринараяна Пандита собрал не меньше уфимцев, чем концерт, который он дал за день до этого. Два вечера подряд в музыкальном отделе Национальной библиотеки Башкортостана имени Ахмет-Заки Валиди буквально яблоку негде было упасть - столько людей пришло. Казалось, что Фестиваль музыкальной культуры Индии объединил всех уфимских почитателей этой страны.

     - Это уже второе мероприятие, которое Национальная библиотека проводит в честь Индии. 26 января 2010 года здесь широко отметили индийский национальный праздник - День Республики Индия, приуроченный к 60-летию независимости этой страны. В нем приняли участие представители Министерства культуры Башкортостана, Комитета Башкортостана по делам ЮНЕСКО, общества дружбы "Башкортостан - Индия", студенты из Индии, обучающиеся в вузах Уфы, и читатели библиотеки, - говорит вдохновитель и инициатор проекта, заведующая музыкальным отделом Национальной библиотеки РБ Адель Рашитова.

     В прошлый раз организаторы мероприятия порадовали публику концертной программой, в которую вошли классические индийские танцы, мелодии, песни. Также открылись две экспозиции, посвященные Индии: выставка работ башкирских художников и фотовыставка Лилии Хасановой.

     Ключевым событием последовавшего за ним Фестиваля музыкальной культуры Индии стал концерт и мастер-класс индийского музыканта Бадринараяна Пандита. В Уфу маэстро приехал из Москвы, где в сентябре этого года подписал контракт о сотрудничестве с Культурным центром имени Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в РФ. В России индийский музыкант будет учить всех желающих игре на народном ударном инструменте табла - парном барабане.

     Как рассказал Бадринараян Пандит "БАШвесту", точных сведений о происхождении табла нет. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чье происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хусро (XIII век). Само название "табла" - чужеземное, но это никак не относится к инструменту: известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в "Натьяшастре" - тексте почти двухтысячелетней давности - упоминается о речном песке определенного качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.

     - Существует легенда, рассказывающая о рождении табла, - говорит один из организаторов фестиваля Лилия Хасанова. - Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже (разновидность барабана - прим. авт.). Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников - Судхар Хан - потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга. Есть и вторая версия о возникновении табла. Нерадивый ученик разгневал своего учителя, и тот в сердцах разбил пакхавадж. Однако ученик оказался смышленым. Он пододвинул к себе неравные половинки, на которые распался инструмент, и начал играть на них.

     Фактически табла - инструмент, состоящий из двух барабанов: дайяна - для правой руки (собственно табла) и байяна (или дагга) - для левой. Дайян имеет форму большой кофейной чаши и изготовляется из дерева. Он более узкий, чем байян, который напоминает перевернутую чайную чашу и делается из металла или обожженной глины. Эти разнотоновые барабаны олицетворяют собой соединение божественного и человеческого начала.

     Существует несколько гхаран (школ) табла. Наиболее известны шесть из них: Аджрара гхарана, Бенаресская гхарана, Делийская гхарана, Фарукхабад гхарана, Лакхнау гхарана, Пенджабская гхарана. Бадринараян Пандит является представителем последней.

     - Я музыкант в пятом поколении. Начал обучаться игре на табле, когда мне исполнилось 12 лет. На протяжении 40 лет я занимаюсь только музыкой, - продолжает Бадринараян Пандит. - Табла является одним из самых популярных музыкальных инструментов в Индии. Можно сказать, что он сопровождает индийца на протяжении всей его жизни. На табле можно исполнять любую музыку: классическую, религиозную, эстрадную. На нем можно аккомпанировать любому инструменту или голосу.

     Соло, которое Бадринараян Пандит исполнял на табле, представляло собой сложный ритмический рисунок. Звуки таблы напоминают человеческий голос, быструю эмоциональную речь. Индийские музыканты давно подметили эту особенность и во время игры выкрикивают слоги, имитирующие звуки таблы. Нередко табла называют "говорящими барабанами". Интересно, что маэстро во время игры на табле практически не использовал ладонь. Звуки из инструмента музыкант извлекал кончиками пальцев и запястьем.

      На мастер-классе, который провел Бадринараян Пандит, гуру делился секретами мастерства. Сначала много рассказывал и показывал, что надо делать, потом предложил своим ученикам закрепить полученные знания на практике. Специально для уроков была приготовлена еще пара инструментов. Желающих поиграть на экзотических барабанах нашлось немало.

     - Фестиваль музыкальной культуры Индии мы проводим для того, чтобы жители нашей республики имели возможность слушать не только европейскую музыку, но и приобщиться к восточным шедеврам музыкального искусства. О том, что это направление очень востребовано в современном обществе, можно судить по количеству людей, которые посетили концерт и мастер-класс Бадринараяна Пандита, - говорит нашей газете член президиума общества дружбы "Башкортостан-Индия" Зухра Рахимова. - Подобные мероприятия мы планируем проводить и в дальнейшем. Кроме того, мечтаем пополнить фонды музыкального отдела Национальной библиотеки книгами по культуре Индии, а также аудио- и видеозаписями.

 

Олеся Серегина. Интернет-газета «Башвест»

http://www.bashvest.ru/articles/1009469